Главная \ Новости \ Простой бухучет для небольших компаний: как вести и отчитываться

Простой бухучет для небольших компаний: как вести и отчитываться

« Назад

Простой бухучет для небольших компаний: как вести и отчитываться 17.11.2015 05:30

Большинство компаний вправе вести упрощенный бухучет. Стоит отметить, что с 30 июня 2015 года еще больше компаний подпадают под критерии малых (см. таблицу ниже). Значит, уже с этой даты можно внести изменения в учетную политику и упростить бухучет. Но это не всегда удобно.

Критерии малых организаций

Критерий

Значение

Максимальная выручка за 2014 год без НДС 800 000 000 руб.
Среднесписочная численность работников за 2014 год Не более 100 человек
Максимальная доля в уставном капитале других компаний, не являющихся малыми, а также иностранных организаций 49% (25% – до 30 июня 2015 года)
Не должны быть превышены лимиты выручки и численности 3 года подряд (2 года – до 30 июня)

  Доходы и расходы  

Небольшие компании могут вести бухучет доходов и расходов кассовым методом. То есть отражать эти суммы не на дату отгрузки, а в день оплаты (п. 12 ПБУ 9/99, п. 18 ПБУ 10/99, п. 5 информации Минфина России № ПЗ-3/2015).

Если компания не на упрощенке, то кассовый метод применять не рекомендуется, иначе можно легко запутаться. Только представьте: компания на общей системе налогообложения товары отгрузила, в налоговом учете доходы показала. А в бухучете надо ждать, когда покупатель заплатит. Так же и с расходами.  

А упрощенцы ведут налоговый учет также кассовым методом. Поэтому показатели бухгалтерского и налогового учета будут максимально приближены друг к другу. Но с середины года радикально учетную политику лучше не менять, ведь придется пересчитывать доходы и расходы, возникнет путаница. Дождитесь конца года, закройте счета. А с 1 января 2016 года перейти на кассовый метод будет не так утомительно.

В бухучете резерв по сомнительным долгам должен быть у каждой компании, если есть сомнительная задолженность. Это касается и малых предприятий (п. 70 Положения по бухучету, утв. приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н). Зато такие организации не должны создавать резервы на оплату отпусков, гарантийный ремонт и обслуживание и др. Конечно, при желании можно организовать и их, но это не обязательно. Об этом пункт 11 информации Минфина России № ПЗ-3/2015.  

Если резерва по сомнительным долгам в бухучете нет, то в бухгалтерской отчетности бухгалтер показывает искаженную информацию. Это все. Никакой ответственности для компании и руководителя за то, что в бухучете нет резерва по сомнительным долгам, законодательством не предусмотрено.  

Небольшие организации проценты по кредитам и займам, привлеченным для покупки основного средства, проводят в прочих расходах. При этом не имеет значения, какова стоимость (п. 7 ПБУ 15/2008, п. 13 информации № ПЗ-3/2015).  

Средние и крупные компании устанавливают для себя критерии инвестиционного актива – основного средства, подготовка к использованию которого требует длительного времени и существенных затрат. И если объект подпадает под эти критерии, то есть является инвестактивом, то проценты включают в его первоначальную стоимость. Соответственно, такие затраты списываются не сразу, а по мере начисления амортизации в течение срока полезного использования имущества. На малые предприятия эти правила не распространяются.

Организации, подпадающие под критерии малых, вправе не делить расходы на коммерческие и управленческие, а учитывать их все вместе в себестоимости проданных товаров, работ и услуг. Об этом сказано в пункте 12 информации № ПЗ-3/2015. То есть для них достаточно использовать всего один счет.  

Учетная политика  

Небольшая компания, которая вправе применять упрощенные способы ведения бухучета, может закрепить в учетной политике положение о том, что применять ПБУ 18/02 она не будет. То есть в таком случае в бухгалтерском учете и отчетности не нужно будет показывать отложенные налоговые активы и отложенные налоговые обязательства (п. 14 информации № ПЗ-3/2015). А сам налог на прибыль отчетного периода можно будет отражать в той сумме, что рассчитали в декларации.  

Когда необходимо внести изменения в учетную политику, малые предприятия вправе не пересчитывать показатели бухгалтерской отчетности за два предыдущих года. Ну, а если это повлияло на финансовый результат предприятия, то показатели с учетом новых положений отражают в отчетности лишь в отчетном году. Тогда как крупные и средние предприятия в таких случаях обязаны пересчитывать показатели так, как будто изменения в учетной политике были не с отчетного года, а с позапрошлого (п. 14, 15ПБУ 1/2008).  

Отчетность  

Бухотчетность небольшие организации сдают не полностью (п. 6 и 6.1 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н). Достаточно оформить баланс и отчет о финансовых результатах по упрощенным формам, а показатели привести укрупнено.  

С 7 апреля 2015 года круглую фирменную печать абсолютно спокойно можно не ставить (Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. № 82-ФЗ). Но чтобы отказаться от нее, надо исключить сведения о печати из устава и зарегистрировать эти изменения в инспекции. После этого печать на бухгалтерской отчетности ставить не нужно. Если же компания не внесла изменения в устав, то инспекторы потребуют поставить оттиск.    


Статьи
Прочитать все статьи
Заказать услугу можно:
Отправить заявку: 

on-line

Написать письмо: 

info@ibekb.ru

 

Позвонить 

+7 (343) 361-00-27

Приехать в офис: 

620026, г. Екатеринбург, ул. Белинского, д. 83, офис 1449